БЛОГ: СТАТЬЯ
ПЕРЕКРЫТИЯ НА ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИХ СТОЙКАХ
Работа с опалубкой перекрытий, из чего состоит стойка опалубки телескопическая, как ее собрать, виды стоек-домкратов, их характеристики, как рассчитать шаг стоек и другое.
Технологический процесс возведения монолитных перекрытий состоит из нескольких видов работ: опалубочные, распалубка конструкций, арматурные, бетонные. Данная статья посвящена первым двум, а именно работе с опалубкой перекрытий на телескопических стойках.
Стойка телескопическая
Телескопическая стойка строительная – основной опорный элемент опалубки перекрытий. Стойки-домкраты благодаря удобству и надежности часто используются в монолитном строительстве. С их помощью возводят перекрытия от 1,5 до 5,0 м.
Из чего состоит стойка телескопическая?
Стойка-домкрат – это фактически две трубы:
- внешняя (направляющая) (рис. 1)
- внутренняя (телескопическая вставка) (рис. 2).
рис. 1 Внешняя труба
рис. 2 Внутренняя труба
Снизу и сверху стойка ограничена плоскими квадратными фланцами, выполняющими функцию подставок. Они имеют отверстия по углам, позволяющие заанкерить стойку.
Стойка работает в определенном диапазоне высот. Изменение высоты от минимальной до максимальной происходит за счет выдвижения внутренней трубы — для грубой юстировки в ней предусмотрены отверстия.
Для фиксации внутренней трубы на нужной высоте, внешняя труба снабжена специальными элементами:
- натяжитель – насадка с резьбой и пазом, находится на конце внешней трубы;
- серьга – специальный съемный фиксатор типа скобы, который служит стопором для верхней вставки;
- гайка – дополнительный съемный упор, поддерживающий серьгу и обеспечивающий более точную юстировку высоты за счет передвижения по резьбе-натяжителю.
Сборка телескопической стойки пошагово (рис. 3-4). Собирается стойка опалубки перекрытий достаточно просто. На внешнюю направляющую на натяжитель накручивается гайка, сверху накидывается серьга.
рис. 3
После этого во внешнюю трубу вставляется внутренняя, при этом ось отверстий в телескопической вставке должна совпадать с отверстием в натяжителе. Вставка опускается до требуемой высоты и фиксируется с помощью серьги.
рис. 4
При аренде телескопическая стойка обычно комплектуется треногой и унивилкой. Тренога используется как подставка: она фиксирует стойку в вертикальном положении, значительно увеличивая ее устойчивость. Унивилка вставляется сверху стойки и используется для дальнейшего крепления балки.
Виды телескопических стоек
По типу резьбы стойки опалубки перекрытий телескопические делятся на два вида:
- стойка телескопическая с открытой резьбой (СТО)
- стойка телескопическая с закрытой резьбой (СТЗ)
рис. 5 СТО
рис. 6 СТЗ
У опалубочных стоек с открытой и закрытой резьбой есть свои плюсы и минусы. Открытая резьба позволяет избежать потерь прочности, так как она не нарезается, а накатывается на натяжитель. Закрытая – предотвращает попадание раствора бетона на резьбу.
По несущей способности стойки делят на стандартные и усиленные. Маркировка «ТОР» (СТО ТОР) указывает на то, что стойка опалубки перекрытий является усиленной. Такая телескопическая стойка имеет открытую резьбу и увеличенную (3 мм) толщину стенки внутренней и внешней трубы. Цена усиленной стойки-домкрата выше обычной, но ее повышенная несущая способность позволяет сэкономить на аренде, так как количество арендуемых стоек уменьшается в 2 раза.
Характеристики телескопических стоек
- Высота. Основной характеристикой стоек опалубки перекрытий является минимальная и максимальная высота. Стандартный размерный ряд предлагаемых в аренду стоек-домкратов: от 0,51 м до 4,5-4,8 м – для стандартных телескопических стоек и до 5,5 м – для усиленных.
- Несущая способность (допустимая нагрузка на ось) – важнейшая характеристика. Она необходима для расчета требуемого количества оборудования. Этот показатель может быть от 1400 кгс до 5000 кгс в зависимости от высоты стойки, диаметра трубы и толщины стенок.
- Вес стойки-домкрата зависит от длины трубы и толщины металла и может быть от 8 до 30 кг. У аналогичных стоек с разным типом резьбы вес разный, но различается незначительно.
- Диаметр трубы и толщина внешней и внутренней стенок. От этих характеристик зависит несущая способность оборудования. У стандартных стоек-домкратов внешняя труба имеет диаметр 60 мм, внутренняя – 51 мм, толщина стенки 2 и 2,5 мм соответственно. В усиленном варианте используются трубы с диаметрами 76 и 60 мм и толщиной стенки 3 мм.
Табл. 1 Основные характеристики СТО и СТЗ:
Маркировка |
Высота |
Диаметр х толщина | Вес,
СТО/СТЗ кг |
Допустимая нагрузка*, кг | |
мин.–макс., м | внутр. |
наруж. |
|||
СТО 1,7 (1,2) | 1,2 – 1,7 | 51 х 2,5 | 60 х 2,0 | 8,64 | 5000 |
СТО 2,1 (1,2) | 1,2 – 2,1 | 9,44 | 3800 | ||
СТО 2,5 (1,4) | 1,4 – 2,5 | 10,6 | 2600 | ||
СТО 2,7 (1,5) | 1,5 – 2,7 | 11,18 | 2500 | ||
СТО 3,1 (1,7) СТЗ 3,1 (1,7) |
1,7 – 3,1 | 13,27 / 13,66 |
2400 | ||
СТО 3,7 (2,0) СТЗ 3,7 (2,0) |
2,0 – 3,7 | 15,36 / 15,38 |
2250 | ||
СТО 4,2 (2,5) СТЗ 4,2 (2,5) |
2,3 – 4,2 | 16,81 / 17,37 |
2000 | ||
СТО 4,5 (3,2) СТЗ 4,5 (3,2) |
3,2 – 4,5 | 19,00 / 19,60 |
1875 | ||
СТО 4,8 (3,2) | 3,2 – 4,8 | 19,97 | 1400 |
* Допустимая нагрузка на ось указана без учета запаса прочности
Табл. 2 Основные характеристики стойки усиленной (СТО ТОР):
Маркировка |
Высота |
Диаметр х толщина |
Вес, кг |
Допустимая нагрузка*, кг |
|
мин.–макс., м |
внутр. |
наруж. |
|||
СТО ТОР 3,1 (1,7) |
1,7 – 3,1 |
60 х 3,0 |
76 х 3,0 |
18,37 |
4750 |
СТО ТОР 3,7 (2,0) |
2,0 – 3,7 |
21,54 |
4500 |
||
СТО ТОР 4,2 (2,5) |
2,5 – 4,2 |
24,02 |
3750 |
||
СТО ТОР 4,5 (3,2) |
3,2 – 4,5 |
26,01 |
3688 |
||
СТО ТОР 5,5 (3,7) |
3,7 – 5,5 |
30,00 |
3625 |
* Допустимая нагрузка на ось указана без учета запаса прочности
Опалубочные работы
К возведению монолитных перекрытий приступают после завершения работ по возведению наружных и внутренних несущих стен. Прежде чем устанавливать опалубочное оборудование, помещения, в которых планируются монолитные работы, следует подготовить: освободить от ненужного инвентаря и строительных материалов, при необходимости очистить основание от наледи и снега.
Опалубочные работы включают в себя следующие этапы:
- Транспортировка стоек опалубки в зону монтажа;
- Разметка основания под шаг стоек;
- Установка телескопических стоек;
- Монтаж продольных и поперечных балок;
- Обработка торцов фанеры антиадгезионной смазкой;
- Установка и закрепление палубы фанеры;
- Монтаж промежуточных стоек в пролетах между основными;
- Установка опалубки боковых поверхностей плиты перекрытия;
- Обработка палубы антиадгезионной смазкой.
Установка стоек опалубки перекрытий
Установка основных стоек телескопических является наиболее ответственным этапом монтажа опалубки монолитного перекрытия. Для разметки основания под шаг стоек удобно использовать рейку-шаблон, соответствующую по длине расчетному расстоянию между стойками. После разметки происходит сборка телескопических стоек – соединение их с унивилкой и закрепление в треноге. Далее стойки-домкраты устанавливают согласно разметке и настраивают на нужную высоту, которую выбирают с расчетом, чтобы после монтажа палуба находилась на 20-30 мм выше проектного положения.
Между основными стойками устанавливают промежуточные опоры.
При высоте опалубки более 3,0 м для обеспечения ее устойчивости и восприятия ею горизонтальных нагрузок устанавливают вертикальные связи с помощью крепежных скоб и обрезных досок.
После установки телескопических стоек с помощью монтажной штанги непосредственно с основания производят монтаж сначала продольных, а потом и поперечных балок.
Шаг основных стоек
Чтобы рассчитать, на каком расстоянии устанавливать стойки, нужно учесть несколько параметров: толщину перекрытий, высоту стоек, несущую способность оборудования и т.д.
Для примерного определения расстояния между телескопическими стойками, можно воспользоваться таблицей 3. В ней указан максимальный шаг в зависимости от толщины перекрытия.
Табл. 3 Допустимое расстояние между основными и промежуточными стойками:
Толщина плиты |
Расстояние между главными балками |
||||
1500 мм |
1750 мм | 2000 мм | 2250 мм | 2500 мм | |
160 мм |
1960 |
1820 | 1700 | 1600 | 1520 |
180 мм |
1860 |
1720 |
1610 | 1520 | 1440 |
200 мм | 1770 | 1640 | 1530 | 1440 | 1370 |
220 мм | 1690 | 1560 | 1460 | 1380 | 1290 |
240 мм | 1620 | 1500 | 1400 | 1320 | 1180 |
260 мм | 1560 | 1440 | 1350 | 1220 | 1100 |
280 мм | 1510 | 1400 | 1310 | 1120 | 990 |
300 мм | 1460 | 1360 | 1280 | 980 |
910 |
Шаг балок перекрытия рассчитывается по таблицам 4 и 5.
Табл. 4 Расстояние между главными балками
Толщина плиты |
Толщина фанеры | |
18 мм |
21 мм |
|
160 мм |
2440 | 2350 |
180 мм | 2440 |
2270 |
200 мм |
2360 | 2270 |
220 мм | 2290 |
2200 |
240 мм |
2270 | 2140 |
260 мм | 2230 |
2090 |
280 мм |
2200 |
2050 |
300 мм | 1980 |
2020 |
Табл. 5 Расстояние между второстепенными (поперечными) балками
Толщина плиты |
Толщина фанеры | |
18 мм |
21 мм |
|
160 мм |
625 | 625 |
180 мм | 500 |
625 |
200 мм |
500 | 625 |
220 мм | 500 |
625 |
240 мм |
500 | 500 |
260 мм | 500 |
500 |
280 мм |
500 |
500 |
300 мм | 500 |
500 |
Данные таблицы позволяют примерно оценить нужное количество стоек и сопутствующего оборудования для возведения монолитного перекрытия.
Монтаж фанеры для перекрытий
Когда стойки выставлены, продольные балки закреплены, поперечные — уложены и выравнены, можно начинать укладку фанеры. Предварительно торцы листов фанеры должны быть обработаны опалубочной смазкой. Монтаж первых листов производят с монтажных площадок, при этом углы листов закрепляют гвоздями или саморезами. Следующие листы фанеры укладывают, перемещаясь по ранее уложенным.
Далее, для последующего формирования торцевой поверхности перекрытия, по периметру необходимо установить ограждения. Для этого на фанере (опалубочном столе) закрепляют кронштейны отсекателей, на них устанавливают стойки, к которым прикрепляют борта. Для изготовления бортов обычно используют доски.
После установки опалубки переходят к арматурным и бетонным работам, то есть непосредственно к возведению бетонной плиты перекрытия.
Распалубка монолитного перекрытия
К распалубке монолитных конструкций приступают после того, как бетон наберет прочность 70% от проектной. В промышленном строительстве данный показатель определяют лабораторными методами.
Распалубливание происходит в следующем порядке. В первую очередь, если монолитные работы ведутся зимой и производился прогрев бетона, необходимо отключить трансформатор и демонтировать питающий кабель, после чего снять пологи, защищавшие конструкцию от снега. Далее демонтируют ограждения, отсекатели и промежуточные стойки-опоры (рис. 7).
рис. 7
рис. 8
Следующий этап – демонтаж фанеры. Для этого настил опалубки опускают на основных стойках на 3-5 см, после чего открепляют фанеру от поперечных балок. Далее с помощью монтажной штанги поворачивают балки набок и после этого снимают листы фанеры (рис. 8).
После этого разбирают балки: сначала поперечные, потом продольные. И заключительным этапом демонтируют стойки телескопические, унивилки и треноги.
Советы профессионалов
Состав бригады для монолитных работ
Работы по возведению монолитных перекрытий должны производиться бригадой, состоящей из плотников-бетонщиков 2-4 разрядов. Рекомендуемое количество рабочих – 6 человек, из них не менее двух должны быть аттестованными стропальщиками.
Важно также, чтобы в строительной бригаде рабочие имели навыки укладки арматурных изделий и вязки стыков арматуры.
Кроме того, если заливка монолитного перекрытия проводится зимой, потребуются рабочие, знакомые с методом «греющего провода» и имеющие соответствующую квалификационную группу по электробезопасности.
Точный расчет стоек опалубки перекрытий
С помощью приведенных выше таблиц 3, 4 и 5 можно произвести примерный расчет нужного количества стоек и сопутствующего оборудования для возведения монолитного перекрытия. Точный расчет требует дополнительных сведений и знаний.
Так, при общих равных, чем труба выше, тем меньше допустимая нагрузка и, следовательно, меньше шаг между выставляемыми опорами. То есть, чем выше возводимое перекрытие, тем больше опалубочных стоек требуется на одну и ту же площадь. Есть и другие тонкости.
Поэтому при расчете цены аренды телескопических стоек советуем доверить расчет опалубочного оборудования профессионалам.
В статье использованы как собственные фото, так и взятые из открытых источников (их авторство неизвестно).