Объемная опалубка перекрытий

Обзорная статья про объемную опалубку (виды, терминология, развитие в России, основные производители, сравнение систем, рекомендации по выбору).

Объемная опалубка. Что это?

Объемная опалубка – термин, сформировавшийся в России в начале 2000-х годов. Он обозначает сборно-разборную конструкцию для опирания монолитного перекрытия в момент заливки бетонной смеси.  «Объемная» – потому что занимает собой весь объем пространства между заливаемым перекрытием и опорной поверхностью.

Её иногда называют силовыми лесами, «штаксами», объемной стойкой, рамной опалубкой. Сейчас под объемной опалубкой часто подразумевают любой «инструмент», позволяющий организовать заливку высотного перекрытия.

Типы объемной опалубки

По своему конструктивному исполнению объемная опалубка может быть двух типов:

  • рамная опалубка на горизонтальных или вертикальных рамах (рис.1 А)
  • модульного типа (рис.1 Б)

Рамная объемная опалубка

Рамная опалубка представляет собой набор элементов (рам) с жесткими неизменяемыми размерами. Вертикальные и горизонтальные элементы в них соединены между собой сваркой. Рамы ставятся друг на друга до нужной высоты. В таких системах есть юстировочные домкраты и регулируемые унивилки.

Модульная объемная опалубка

Объемная опалубка модульного типа – система отдельных вертикальных и горизонтальных элементов различных размеров. Это позволяет создавать опорную поверхность необходимых габаритов. Соединение вертикальных стоек и горизонтальных связей производится каким-либо узловым решением. Это может быть болтовое фланцевое, хомутовое, штыревое или клиновое соединение. Наибольшее признание из-за удобства работы и надежности получили опалубочные системы с клиновым соединением.

Объемная опалубка перекрытий модульного типа

Модульная конструкция позволяет оптимально распределить нагрузку, используя максимальную несущую способность опор. С шагом 0,25 м можно получить 25 различных комбинаций типоразмеров.

Объемная опалубка в России

Объемная опалубка в России — достаточно новый продукт. Рост объемов монолитного строительства в конце 90-х годов сформировал потребность строительного рынка в производстве инвентарной опалубки. При строительстве монолитных перекрытий жилого домостроения с высотой до 4 м активно использовались телескопические СД-3.1 и СД-3.7м. Такие стойки очень распространены и есть у каждой организации. Для работы с высотными перекрытиями строители часто соединяли их между собой болтами через опорную пятку (рис. 3). Это решение было неудобно и небезопасно, так как отсутствуют горизонтальные связи.

Для заливки перекрытий высотой 5-6 м также используются менее распространённые стойки 4,5-5,5 м. Но из-за большего сечения используемой трубы они металлоёмкие и очень тяжелые. Это делает их неудобными в работе. Кроме того, они дороги, а их использование часто заканчивается после выполнения одного «объекта», а дальше они лежат. Поэтому на таких высотах (4,5 м и более) целесообразно использовать объемную опалубку.

Телескопическая опалубка

Телескопическая опалубка

Присутствующие на рынке импортные опалубочные системы типа Баума, Пери, Лайхер и другие являются очень дорогими.

Поэтому ряд российских производителей (Бетоформ, ХСИ, Техноком, ПСК и др.) предложили строительному рынку новые решения. Российские системы объемной опалубки значительно дешевле иностранной опалубки. Они примерно равны по стоимости нашим телескопическим стойкам большой высоты, но при этом выигрывают у них по скорости, удобству и безопасности ведения работ. Кроме этого, «объёмка» универсальна и применима на других высотах.

Производители объемной опалубки

В России наибольшее распространение получили две системы объемной опалубки:

  • на чашечном узле типа cup-lock (рис.4);
  • на клиновом узле типа Peri (ХСИ, Бетоформ, Новополис) (рис.5).
Рис.5 Узел типа Peri

Опалубка на узле типа кап-лок представляет собой систему вертикальных стоек с диаметром 48 мм и горизонтальных связей того же диаметра. Соединение производится путем заклинивания конца связи в узле между неподвижной нижней чашкой и вращающейся верхней. Этот клиновой узел не является российским. Система кап-лок широко представлена на турецком рынке компанией MESA, а также используется и другими иностранными производителями.

Одним из самых  успешных решений стала разработанная по заказу ХСИ система объемной опалубки. В 2004-2005 гг. обнинская компания «Стройпроект» разработала на основе  узла Peri новый клиновой узел. Этот узел стал основой первой, полностью российской, системы объемной стойки. Основным преимуществом узла была простая технология его производства и возможность изготовления на устаревшем парке станочного оборудования. Он получился не самым удобным, но надежным и дешевым. Впоследствии ряд компаний (Бетоформ, ХСИ и Новополис — все из Калужской области) в борьбе за право производить этот вид продукции разработали и запатентовали собственные улучшенные клиновые узлы с некоторыми конструктивными отличиями от исходного. Все решения для универсальности выполнены на той же трубе диаметром 57 мм (стенка 2 мм) и на почти одинаковом фланце. Это позволяет строителям не испытывать неудобств, покупать и использовать продукцию всех трех производителей в единой конструкции. Тем не менее, продукция этих производителей имеет ряд небольших отличий.

Сравнение систем объемной стойки

Объемная опалубка разных видов имеет одно и то же назначение. Но оборудование разных производителей отличается по ряду  технических и эксплуатационных показателей. Многие потребители не обращают внимание на такие отличия, хотя они важны. Важно всё! В  таблицах приведены некоторые свойства опалубочных систем. Для удобства сделаны различные сравнения: между системами Кап-лок и Бетоформ (ХСИ-Новополис) и в рамках одной опалубочной системы Бетоформ (ХСИ-Новополис)

Тип клинового узла Чашечный,

Кап-лок

Фланцевый клиновой узел типа Peri

Бетоформ (ХСИ, Новополис)

Вариант силового исполнения «обычное» исполнение «обычное» исполнение «усиленное» исполнение
Диаметр основной трубы D=48*3 D=57*2 D=57*3
Площадь сечения, см2 4,23 5,09
Момент инерции  основного сечения, см3 * 4,77 4,75 6,87
Предел текучести сечения, кгс ** 6900 кгс 6100 кгс 8600 кгс
Унивилка регулируемая, подходит только «родная» подходит от любого производителя
Домкраты комплектуются только опорным (нижним) домкратом, макс размер юстировки 550 мм комплектуется верхним и нижним домкратами, взаимозаменяемые, максимальный размер юстировки одного 850 мм
Диаметр домкрата 38 мм 48 мм 48 мм
Труба гориз. связи D=48 Труба прям. 60*30*2 Труба прям. 60*30*2
Особенности использования связи не нагружается может принимать нагрузку от ж/б ригеля согласно паспорта на продукцию

 

*Момент инерции сечения трубы играет ключевую роль в сопротивлении несущей стойки опалубки изгибающему моменту. Влияет на устойчивость конструкции в целом, а также способности трубы не согнуться под нестандартной нагрузкой (например, если наступили на неё).

**Влияет через понижающие коэффициенты на максимально допустимую нагрузку на ось.

Из таблиц видно, что по главным несущим параметрам усиленная объемная опалубка Бетоформ (ХСИ, Базис) превосходит другие опалубочные системы, в том числе и кап-лок.

Сравнение объемной опалубки Бетоформ, ХСИ и Новополис

Как уже было сказано ранее, продукция этих производителей объемной опалубки во многом одинакова: диаметры труб стоек и домкратов, а также сечения горизонтальных ригелей.

Однако отличия есть. Они будут рассмотрены в отдельной статье.

Рекомендации по покупке объемной опалубки

Постараюсь дать свои рекомендации не как производитель опалубки и продавец, а как ее самый активный пользователь.

  1.  Мы сдаем объемную опалубку в аренду много и по всей стране. Она зарабатывает деньги, и фирма очень заинтересована в долгой жизни нашего оборудования. Опалубка находится в постоянном «движении». Ее загружают, перевозят, складывают, роняют, переносят, монтируют, демонтируют, бьют по ней молотком, хранят на открытом складе под дождем и снегом. Одним словом, она постоянно подвержена воздействиям людей, техники и природы. Поэтому для долгой службы, она должна быть качественной – усиленной, со стенкой 3 мм. Тогда она не заминается при первом падении и не гнётся при нестандартных воздействиях. Мой совет — покупайте усиленную объемную опалубку. Ее срок службы значительно выше обычной.
  2. Объемная опалубка подвергается постоянной нагрузке. В ней формируется усталость металла, случаются незначительные деформации, незаметные при осмотре. Даже через полгода обычная новая опалубка (стенка 2 мм) уже не всегда несёт паспортную нагрузку. Поэтому покупайте только усиленную объемную опалубку. Пусть будет запас прочности, это защита от непредвиденных обстоятельств (перенагружения или неправильного использования).
  3. Деньги. Усиленная объемная опалубка дешевле обычной.

Приведу пример.  Допустим, заливаем монолитное перекрытие высотой 6 м и толщиной 0,4 м, с размерами опалубочного стола 15*15м. Подача бетононасосом.

Обычную систему придётся ставить с шагом 1,25 м на 1,25 м. Максимальная нагрузка на ось примерно 2600 кг. Почти как в паспорте.

(Нагрузка = 1,25*1,25*0,4*2500 кг)+800 кг бетононасос + 180 кг люди = примерно 2600 кг)

Комплектация по схеме №1 будет такой:

Наименование кол-во цена сумма %
Ригель 1,25м 936 336 314 496 47,3%
Стойка С-2,4м 169 604 102 076 28,0%
Стойка Д-2,0м 169 499 84 331
Домкрат 850мм 338 441 149 058 22,4%
Унивилка 169 90 15 210 2,3%
      665171 100%

Усиленную объемную опалубку достаточно поставить с шагом 1,5м*1,5м. Максимальная нагрузка на ось примерно 3300 кг. Запас по паспорту почти 800 кг. Можно увеличить шаг, но не будем.

(Нагрузка = 1,5*1,5*0,4*2500 кг)+800 кг бетононасос + 180 кг люди = примерно 3230 кг)

Комплектация по схеме №2 составит:

Наименование кол-во цена сумма
Ригель 1,5м 660 378 249 480
Стойка С-2,4м ус. 121 830 100 430
Стойка Д-2,0м ус. 121 777 94 017
Домкрат 850мм 242 441 106 722
Унивилка 121 90 10 890
      561 539

В структуре цены видно, что сами стойки в обычной опалубке составляют только 28%. Их удорожание, допустим, на 35% (такова разница с ценой на усиленную) повлияет на цену только на 10% (0,28*0,35=0,098). В то время как количество самих стоек, домкратов и унивилок в усиленной расстановке уменьшилось благодаря шагу. В итоге видно, что комплект усиленной объемной опалубки даже с недогрузом на ось стоит дешевле, чем комплект обычной объемной опалубки.

ВЫВОД: ПОКУПАЙТЕ УСИЛЕННУЮ ОБЪЕМНУЮ ОПАЛУБКУ

Удачи Вам в выборе объемной опалубки.

Директор ООО «Профессиональные Строительные Системы» Паркачёв Е.А.